Ошо — Духовный поиск

Раздел 5

 

Что значит: медитировать над чем-то…

 

 

Любимый Мастер! Что это значит: медитировать над чем-то? Я знаю что значит думать над чем-то — это то, что делает ум постоянно: вспоминает, анализирует, планирует, воображает и тому подобное. Я также узнал состояние медитации, где «Я» нет, где все границы исчезают — просто слияние с Целым, исчезновение, невесомость, свет и блаженство… Но что ты имеешь в виду, любимый Мастер, когда говоришь нам: «Медитируйте над этим…» ?

 

Бодхидешна, языки Запада не знают эквивалента слову «медитация». В этом нищета опыта и нищета языков. Также и на Востоке нельзя найти много слов, которые существуют в западном полушарии, относящихся к науке, технологии и внешнему миру. Поэтому первое, что надо понять, это то, что мы пытаемся найти нечто практически невозможное.

На Востоке у нас есть три слова, которые есть в английском, и еще четвертое слово, которого нет ни в английском, ни в любом другом западном языке. И причина не лингвистическая, причина в отсутствии опыта.

Первое слово — это «концентрация». На Востоке мы называем это «экаграта» — направленность в одну точку. Второе слово это «размышление». На Востоке мы называем это «вимарш» — думание, но лишь об определенном субъекте, не уходя в сторону, но оставаясь с этим опытом и идя все глубже и глубже в него. Это развитие концентрации. Третье слово это «медитация». На Западе со времен Марка Аврелия медитация была в состоянии хаоса. Его книги о медитации были первыми на Западе. Но не зная что такое медитация, он определяет ее как более глубокую концентрацию и более глубокое размышление. Оба определения неверны.


На Востоке у нас есть иное слово — «дхиан». Это не означает концентрацию, это не означает размышление, это даже не означает медитацию. Это означает состояние «не-ума». Предыдущие три слова обозначают вид деятельности ума; концентрируетесь ли вы, размышляете или медитируете (над чем-то) — но вы всегда уходите в объективное. Всегда есть что-то, над чем вы концентрируетесь, всегда есть что-то, над чем вы медитируете, всегда есть что-то, над чем вы размышляете. Процессы вашей деятельности различны, но есть четкий критерий: это все в уме. Ум может делать все эти три вещи безо всякого труда. Дхиан же — за пределами ума. И это не в первый раз, когда возникла эта трудность. Она возникла у многих.

Почти восемнадцать столетий назад, после Гаутамы Будды, его последователи достигли Китая и встретились с той же трудностью. В конце концов, они решили не переводить слово, потому что соответствующего перевода не было. Они использовали слово «дхиан», но в китайском произношении это слово стало «чан». И когда четырнадцать столетий назад передача светильника произошла в Японию, возникла та же трудность: что делать со словом «чан»? В японском языке нет близкого слова или эквивалента для него. И они стали использовать то же слово. В их произношении это звучало как «дзэн».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80

© 2022 Ошо — книги скачать бесплатно, читать онлайн