Ошо – Хякудзё: Эверест дзен

Но Хякудзё был очень терпелив. Он вынужден был быть таким, так как работал на базарной площади, а не в дзэнском монастыре: не только с подлинными искателями, но и со случайными любопытствующими. Такие нередко просто задают вопросы, чтобы посмеяться…

На протяжении тридцати с лишком лет я ездил по этой стране. Я встречал людей…

Я собирался сесть на поезд. Остановка длилась десять минут, но кто-то держал меня за руку и говорил: «Скажи мне только, что такое истина?»

Я отвечал, что объяснение займет некоторое время и я пропущу свой поезд. Это совсем не тот вопрос, на который я могу ответить прямо сейчас. Необходимо определенное понимание, и только тогда я смогу лишь указать нужное направление. Это невозможно сделать, когда поезд начинает двигаться.

Я встречал людей на улицах, которые говорили мне: «У меня нет времени для медитации. Не мог бы ты сказать вкратце, что такое медитация?» Весь мир полон таких людей: всегда спешащих и желающих в спешке познать высшую истину.

Этот же человек даже не понимал, что было сказано. Обладай он хоть крохами разума, он бы остановился. Остановившись, он, возможно, смог бы что-то увидеть. Но вместо этого он продолжал спрашивать: «Что же такое ум, лежащий за пределами слов и речи?» Хякудзё не повел себя так, как должен был бы повести себя с подлинным дзэнским искателем. Перед ним стоял просто любопытствующий. И он ответил: «Нет ума за пределами слов и речи». Он говорит, что за пределами слов и речи нет ума.


He-ум — это пустой ум.

He-ум — это пустое сердце.

Больше об этом ничего нельзя сказать: он пуст, в нем нет того, что ты называешь «умом».

Тогда монах сказал:

— Если за пределами слов и речи нет ума, что же такое ум в действительности?

Он все больше и больше упорствует в своей тупости. Всё уже сказано. Если бы он действительно искал истину, он бы спросил, как проникнуть в то пространство, о котором ему говорят. Какой можно использовать прием, какой метод… но он не интересуется ни приемами, ни методами — он вновь и вновь донимает учителя вопросами.

— Если за пределами слов и речи нет ума, что же такое ум в действительности?

Хякудзё ответил:

— Ум не имеет формы и качеств. Он и не в пределах, и не за пределами слов и речи. Он всегда остается чистым и неподвижным и может исполнять свои функции свободно и беспрепятственно. Патриарх сказал: «Лишь когда видишь, что ум нереален, дхарма всех умов может быть понятой».

Все это было недоступно любопытствующему, но Хякудзё сделал все возможное, чтобы выразить это словами. Он сказал: «Не спрашивай о реальности ума. Это — просто зеркало, отражающее все атрибуты бытия. Оно всегда чистое. Ты просто не приближался к нему».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111

© 2022 Ошо — книги скачать бесплатно, читать онлайн