Ошо – Хякудзё: Эверест дзен

Ничего нельзя назвать «существующим» — ведь все течет. Это позиция буддистов: невозможно определить что-либо при помощи существительного или местоимения. Они формулируют это так: «Ты говоришь «река есть», но река постоянно течет».

Они говорят в точности то же, что утверждали древнегреческие философы Эпикур и Гераклит: «Невозможно дважды ступить в одну и ту же реку». Когда я впервые прочел мысль Гераклита о том, что невозможно ступить в одну и ту же реку дважды, я попробовал это сделать. И решил, что, если где-нибудь повстречаюсь с Гераклитом (правда, шансов у меня немного, так как Гераклит был современником Гаутамы Будды. Но в этой необъятной Вселенной возможно все — так что кто знает…), я обязательно скажу ему:

«Невозможно ступить в ту же реку даже раз. Я пробовал, а ты просто постулировал. Когда ты опускаешь ногу в реку — вода течет. Когда нога погружается немного глубже — вода течет… еще глубже — и вода течет. К тому времени, когда нога коснется дна, сколько воды утечет, никто не знает — она течет все время, каждое мгновение. Так что никто не может сказать, что он ступил в одну реку, в одну и ту же воду».


Взгляд Гаутамы Будды на вещи был очень глубок, но по бытовым причинам мы превратили все глаголы в существительные. Иначе мы не могли бы называть дерево «деревом», а называли бы его «древится» по той причине, что оно постоянно растет. Его никогда нельзя было бы назвать «деревом», растет ли оно или умирает. Все является процессом — не вещью — событием. И, если все это процесс, вы не можете сказать, что какая-либо вещь существует. Река течет, вода течет, деревья растут, звезды движутся, земля движется, вы движетесь…

Все бытие вокруг вас пребывает в движении. Нет ни одной вещи во всей Вселенной, которая бы не двигалась либо вперед, либо назад. Движение и есть реальность, вот почему она зовется эфемерной. Лишь одна вещь никогда не двигается — это глубинный центр вашего существа. Он остается неизменным во всем этом вечно кружащемся мире.

Великого ученого Бэкона можно назвать отцом западной науки. Он написал великую книгу «Новый органон», в которой в афористической форме определил различие между философскими взглядами и наукой. В своем труде он утверждал, что «Новый органон» означает принцип мышления: «Если я смогу обнаружить неподвижный центр мира, я смогу без труда объяснить весь мир. Но в мире нет неподвижного центра — все пребывает в движении. К тому времени как вы нашли ему объяснения, он уже иной».

Он ничего не знал о внутреннем мире — там есть неподвижный центр. Но Бэкон не был религиозным человеком.

Мы ищем центр внутри, и все мистики, все будды сходятся в том, что в глубинах нашего существа есть центр — единственный неподвижный центр всего бытия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111

© 2022 Ошо — книги скачать бесплатно, читать онлайн